Керчь – это уникальный калейдоскоп эпох памятников мировой истории

Керчь стала самым древним городом на территории нашей страны, переняв это почётное звание у дагестанского Дербента.

В июне 2015 года министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Стрельбицкий объявил об отработке на территории полуострова новых механизмов по развитию туризма и привлечению отдыхающих. В качестве пилотных площадок были названы пять регионов: Евпатория, Бахчисарай, Симферополь, Феодосия и Керчь.

Если первые четыре топонима априори связаны в общественном сознании с курортами и туризмом, то Керчь для подавляющего большинства – это портовый, промышленный город, чисто географически отдалённый от бурной летней крымской жизни (если, конечно, не считать признаком таковой наконец-то почивший в базе «Казантип») и потому не заслуживающий особого внимания. Хотя на самом деле приазовские степи в окрестностях Керчи – идеальное место для пляжного отдыха на любой вкус и кошелёк. Сегодня, когда Керчь вернулась в лоно российского государства, осознание этого факта постепенно приходит: так, по данным информагентства «Крым Медиа», с начала 2015 г. в Керчи отдохнули порядка 33 тысяч человек, в то время как за этот же период в 2014 г. – около 10 тысяч.

Однако в контексте привлечения туристов в Керчь гораздо важнее следующее. Керчь представляет собой целое явление с богатой и сложной историей. Важно иметь в виду, что после возвращения Крыма в состав России Керчь стала самым древним городом на территории нашей страны, переняв это почётное звание у дагестанского Дербента.

Керчь – это уникальный калейдоскоп эпох, памятников мировой истории. Здесь, у горы Митридат, в самом центре города, бережно сохраняются остатки великого Пантикапея – столицы Боспорского царства, связавшего в единую нить и Древнюю Грецию, и скифов, и Римскую империю. Керченский музей древностей, ведущий свою историю с 1826 г., с самого начала обладал богатейшей коллекцией экспонатов, многие из которых, к сожалению для отечественной исторической науки, были вывезены англичанами во время Крымской войны и теперь занимают далеко не последнее место в коллекции Британского музея. Сегодня историко-археологическую значимость Керчи и близлежащих районов подчёркивает тот факт, что на этой территории продолжают свою деятельность Восточно-Крымская и Артезианская археологические экспедиции.

Кажущаяся «географическим изгоем», Керчь на самом деле являлась знаковым центром всего Крымского полуострова – в частности, культурным. Не случайно ведь для проведения своей «Первой Олимпиады» в январе 1914 г. футуристы заявили лишь три города: Симферополь, Севастополь и Керчь. Здесь, на керченской сцене, выступал великий Маяковский. И именно в Керчи с юной актрисой Фанни Фельдман случился эпизод, который впоследствии явил советскому зрителю Фаину Раневскую:

Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…

В историческом контексте Керчь для многих ассоциируется, разумеется, с Великой Отечественной войной. И мы должны помнить, что Керчь – город-герой, получивший это звание отнюдь не за мнимые заслуги. Керчь стала одним из первых советских городов, принявших на себя удар Вермахта. Дважды она была оккупирована фашистами. Керченская земля насквозь пропитана кровью, пролитой в те страшные годы. В веках останется память о героизме подземного гарнизона Аджимушкайских каменоломен, где отравляемые газами, почти ослепшие воины продолжали сражаться с врагом; ужасы, творившиеся у Багеровского рва, где погибло 7 тысяч мирных жителей, сравнимы с трагедией Бабьего Яра. Источники изобилуют жуткими подробностями жизни керчан в период оккупации. Уже по одной этой причине Керчь больше никогда и ни за что нельзя было бросать на произвол судьбы.

Для преображения «города двух морей» не надо ничего приносить извне; Керчь – это маленькая крымская Греция, где, как известно, всё есть. Но сегодня об истории Керчи, её традициях и достопримечательностях знают в основном лишь те, кто ездит сюда постоянно. Многое, конечно, изменится самим фактом строительства моста, но всё же для туристов, едущих с материка, город в его нынешнем положении так и останется транзитным. В этой связи необходимо включить Керчь в общую систему культурных связей, как Крыма, так и России в целом. В первую очередь, это касается исторического туризма на полуострове. Ведь, например, Севастополь и Керчь – это в то же самое время Херсонес и Пантикапей, Крещение князя Владимира и первые христианские храмы на территории СНГ, оборона Севастополя и Керченско-Эльтигенская десантная операция. Расстояние между городами не должно пугать: экскурсионные туры по Беларуси, например, почти всегда соединяют в себе Минск и Брест, хотя расстояние между ними даже больше, чем между крымскими городами-героями. Тем более что только-только закончена долгожданная реконструкция трассы Симферополь – Керчь. В этой же связи весьма кстати окажется и запуск прямой железнодорожной ветки из столицы республики до Керчи, о чём уже говорил Сергей Аксёнов.

Разумеется, особое внимание нужно уделить молодому поколению керчан, На протяжении долгого времени в Керчи существовал и продолжает существовать только один самостоятельный вуз – КГМТУ (Морской технологический университет), и его узкая направленность очевидна уже из названия. Сегодня, когда речь идёт об историко-культурной значимости Керчи, имеется острая необходимость в выпускниках гуманитарных специальностей, которые уже в ближайшем будущем были бы готовы активно решать проблему вынужденной культурной изоляции родного города. Стоило бы заново открыть филиал обновлённого Крымского университета, но уже с соответствующими факультетами и направлениями (история, политология, туризм) – в отличие от бесполезного экономико-гуманитарного института бывшего ТНУ.

Шумная, не знающая покоя от туристов Керчь, вероятно, потеряет свой шарм для многих из тех, кому за предыдущие годы она стала вторым домом; кто ездит сюда каждое лето и наслаждается своеобразной «провинциальностью» города и окрестностей. Но необходимо понимать, что Керчь заслуживает гораздо большего. Это будет справедливый итог, исходя из того потенциала, который есть у города – кстати, третьего по численности населения на полуострове. И полуостров в итоге заслуженно получит третьего кита в своё основание. Идея триединства, таким образом, воплотится в том числе и в такой форме – здесь, в Крыму, в колыбели русского христианства.

Я тебе расскажу про Керчь...

Артем Арутюнов - LiveJournal